Производство: СССР
Год: 1978
Режиссер: Никита Михалков
В ролях: Людмила Гурченко, Станислав Любшин, Валентина Теличкина, Игорь Нефедов, Лариса Кузнецова, Александр Адабашьян, Нина Тер-Осипян
Моя оценка: 9 из 10
Год: 1978
Режиссер: Никита Михалков
В ролях: Людмила Гурченко, Станислав Любшин, Валентина Теличкина, Игорь Нефедов, Лариса Кузнецова, Александр Адабашьян, Нина Тер-Осипян
Моя оценка: 9 из 10
«Девочка Надя, чего тебе надо...»... Мужчина по имени
Саша, чего же вам надо? Ну по крайней мере, Зоя (В. Теличкина) точно не нужна.
С разговорчивой простушкой Зоей ему скучно. Хоть она так старается – и
интересничает, и кокетничает, и печет ему пирог. Но скучно, скучно – слишком
мелкая она со своими заботами, со своими желаниями...
Ильин уходит от нее, на 15 минут, проведать женщину,
у которой раньше жил. А получается, что уходит навсегда.
Ему нужна Тамара. Его воспоминание, его бывшее
счастье. Но как же она изменилась!
Людмила Гурченко играет женщину очерствевшую,
грубоватую, холодную. Да и можно ли ее назвать женщиной? Неухоженная, в халате
с бигудями... Кажется, она вытравила в своей душе всю женственность, все живые
чувства. Воспитывает племянника Славу (И. Нефедов), говорит ему какие-то жутко
банальные вещи, которые он с трудом терпит...
Ильин (Станислав Любшин) врывается в ее жизнь
ураганом, лощёным франтом, победителем, «хозяином жизни», хвастается своим
высоким положением. «Большому кораблю – большое плавание», – с мягкой иронией
замечает Тамара. Они словно играют в игру друг перед другом – «Кто счастливее».
Вот уже и Тамара «держит фасон», убеждает его (и себя), что жизнь ее удалась,
сложилась («Я живу полной жизнью»).
Он жесткий, она жесткая – когда они рядом, это как
два куска металла, только искры летят.
Одна из ключевых сцен – «праздник» с богато накрытым
столом, который Ильин пытается устроить Тамаре. Но та не рада этому внезапному
празднику, этому шику, новой посуде, выставленной на стол с белоснежной
скатертью – видно, деньги легко даются. А они не бедные, им всего хватает, так
что нечего здесь. Ильин сгребает всё, вместе со скатертью, и выбрасывает вон –
не нужно, значит, не нужно. Он тоже гордый.
Тамара попытается «держать фасон», и сама организует
свой праздник, и сама накроет на стол, и заведет музыку. А дети – Слава и его
подруга Катя (Л. Кузнецова) – с жалостью смотрят на это натужное веселье. После
ухода Ильина прежнего радостного оживления уже не вернуть. Тамара чувствует
это. И сама идет к Ильину.
Позову я голубя,
Позову я сизого.
Пошлю дролечке письмо,
Да мы начнем всё сызнова...
Она еще боится ему поверить. Но первый раз у нее
появляется теплый, женский взгляд (эту перемену в своей героине Гурченко
передает потрясающе точно). Он зовет ее на край света. И она просто говорит:
«Да».
Ильин не выдерживает созданного им самим спектакля,
ломается, сбегает – подло, не простившись, унизив Славу, пытавшегося его
задержать. Он не умеет быть счастливым. Он нагромоздил горы лжи и не знает, как
теперь выбраться из них.
Но Тамара – уже не та потухшая дама в бигудях. Как
орлица, упрямо ищет она своего Сашу, того прежнего Сашу, из их общего с ним
прошлого. Ее убеждают – его нет, уехал, а она сердцем чувствует: здесь он,
просто почему-то прячется от нее. Племянник кричит: он уехал! А она надевает
белоснежную блузку и ждет его. И абсолютно не удивится, когда он все-таки
придет.
Один очень важный момент, повторяющийся в фильме, –
Ильин все пытается вспомнить песню, и никак не может. А вспоминается только
первая строчка «Не для меня придет весна...» Не для него... Это песня его
жизни. В институте назвал подлеца подлецом – и его выгнали. Потом война –
разрушила, очерствила, развела с Тамарой.
Он так боится, что его сочтут неудачником. Все
колючки наружу – я свободный, веселый и счастливый человек!
А она смотрит на «счастливого человека», и у нее
слезы в глазах от жалости. Потому что она уже видит сквозь защитный панцирь.
Впервые в этом черно-белом фильме появляется цвет,
заливает экран. Нет больше барьеров. Нет больше лжи. И можно говорить друг
другу всё – о войне, о скитаниях, о несчастьях и провалах. Герои прощают друг
друга и себя прощают. И всё у них теперь будет хорошо. Только бы не было войны.
Только бы не было войны! Она разделяет, а больше никто и ничто не разлучат. И он
спит в первый раз спокойно. Как путник, вернувшийся после долгой-долгой дороги
– домой.
Камерные фильмы у Михалкова получаются как никакие
другие. Бережно в черно-белой эстетике перенесена на экран атмосфера 50-х:
небогатая коммунальная квартира с одним телефоном в коридоре, и первый спутник
Земли, и концерт Ван Клиберна в Москве, и такой еще редкий телевизор с линзой, к
которому все соседи собираются, посмотреть, кто сегодня ведет, – Ниночка или
Валечка. Достоверно переданы все душевные переживания героев – Станислав Любшин
и Людмила Гурченко не играют, а проживают свои роли (С. Любшин был признан
лучшим актером года по опросу журнала «Советский экран»). Стали удачами и
образы, исполненные Игорем Нефедовым и Ларисой Кузнецовой – ироничный ершистый
Слава и смешная Катя. Вообще умение работать с актерами и создавать гармоничные
ансамбли – «фирменный знак» кинематографа Н. Михалкова. Фильм «Пять вечеров»
стал одним из лучших примеров камерной психологической драмы.
Спасибо,Лен!!!!
ОтветитьУдалитьКак всегда,рецензия интересна и напоминает,что
фильм,действительно,чудесный и надо бы его пересмотреть.
Пересмотрю
Спасибо!) Да, фильм действительно очень глубокий, один из моих любимых у Михалкова
Удалить