Производство: СССР
Год: 1981
Режиссер: Никита Михалков
В ролях: Нонна Мордюкова, Светлана Крючкова, Андрей Петров, Иван Бортник, Юрий Богатырев, Федя Стуков, Всеволод Ларионов, Лариса Кузнецова, Олег Меньшиков, Никита Михалков, Александр Адабашьян, Валентина Березуцкая, Сергей Газаров, Римма Маркова, Владимир Хотиненко
Моя оценка: 9 из 10
Год: 1981
Режиссер: Никита Михалков
В ролях: Нонна Мордюкова, Светлана Крючкова, Андрей Петров, Иван Бортник, Юрий Богатырев, Федя Стуков, Всеволод Ларионов, Лариса Кузнецова, Олег Меньшиков, Никита Михалков, Александр Адабашьян, Валентина Березуцкая, Сергей Газаров, Римма Маркова, Владимир Хотиненко
Моя оценка: 9 из 10
Фильм «Родня» можно считать настоящим бенефисом Нонны
Мордюковой. Ее героиня, женщина, что называется, «из народа» – точная копия
всех обычных деревенских теток, которые со связками сумок с гостинцами едут в
город навестить своих ненаглядных деток. Большая, громогласная, с
«шестимесячной» завивкой и в майке с эмблемой Олимпиады-80, с бессмертными
фразочками типа «Я цветное не пью» и с народными песнями, которые она поет,
когда выпьет, – с первых кадров ощущение, что перед тобой давно знакомый,
родной человек. И имя ее родное, русское – Мария. Это о ней стих про «коня на
скаку остановит», это такие, как Мария, пережив войну, работали за троих, чтоб
их деточки были счастливы и ни в чем не нуждались.
Оппозиция «деревня – город» в картине решается
бесспорно в пользу деревни. В городе, где всё есть, где такие магазины, машины
и толпы людей, счастья почему-то нет. Здесь Мария Коновалова сталкивается только
с разобщенностью и одиночеством. Одинока ее дочь Нина (Светлана Крючкова),
городская штучка в очках и модном комбинезоне.
Нина когда-то сделала всё, чтобы
вырваться из ненавистной ей деревни. Вырвалась. Теперь семья ее разваливается,
дочь превращается в эгоистичного маленького монстра, женатый любовник дает от
ворот поворот.
Растет сама по себе внучка (Федя Стуков), «нормальный
городской ребенок», «они в садике все такие» – странные шуточки, дурацкие
выходки и громыхающая музыка. Мария пытается ей спеть колыбельную, народную
ласковую песню, а потом замечает, что ребенок заснул под грохочущее в ее
наушниках «Ай лав ю» «Бони М». Бабушка для внучки – экзотика, ее народных песен
она не слышит, души их, кажется, слишком разошлись...
Одинок неприкаянный Стасик (Юрий Богатырев),
непризнанный гений, изгнанный Ниной и побитый Марией. Его танец-реванш («Танцевать,
теща!») – самая смешная сцена фильма, великолепно сыгранная Богатыревым.
Подкаблучник, вдруг осмелевший после графинчика коньяка, перетанцевав тещу,
торжествующе кричит в микрофон: «У меня есть своя синица в руках. И свой
журавль в небе! И я их поймаю! Обеих! Вам назло!».
Мария пытается соединить разрывающиеся связи, сшить,
стянуть порванные ниточки. Она попытается поговорить со Стасиком, но первый
разговор заканчивается нокаутом зятя, а второй – его пьяным якобы триумфом, и
извинения уже ее не нужны, и не поправишь тут ничего.
Она пытается поговорить с дочерью, но и тут понимания
не найдет. «Кому она нужна твоя правда? – в истерике кричит ей дочь. – Какая
правда? Что мне тридцать, а я на тридцать пять выгляжу? Работу свою ненавижу,
мужа не люблю!?» Да, это ее правда. Но Нина предпочитает жить, не замечая этой правды.
Жить и лгать – это проще. И мать свою поучает – надо было не выгонять мужа, а
терпеть. Терпеть и лгать. Потому что одинокая женщина – это неприлично. Не-при-лич-но.
И Нина готова из кожи вон вылезти, чтобы не быть такой – неприлично одинокой.
Венцом этой сцены является появление «монстрика» Иры.
У матери истерика, мать рыдает, а доченька, нацепив любимые наушники, танцует
под «Ай лав ю». Нина еще пытается перекричать грохочущих «Бони М», пытается
докричаться до Иры: «Неужели ты не видишь, что со мной происходит!». На что
та... подмигивает ей. Всё окей, мама, танцуем. И Нина в ужасе застывает и
смотрит, словно впервые, на это создание, которое сама породила. Это ее
ребенок? Который в старости подаст ей стакан воды?
Мария почти сдается. Она срывается, плачет: «Уеду
отсюда к чертовой матери!». А потом опять – пытается все исправить, соединить,
залечить. Ее доброта, как магнит, притянула к ней смешного и немного нелепого
«инженера рыбного завода» Ляпина (А. Петров). Он добрый, он очень хороший, и,
кажется, даже полюбил ее. Но – не ее это человек. «Не орел». А «орел» был ее
Вовчик, которого она любит до сих пор.
Она разыщет Вовчика. И то, что она увидит, просто
ужаснет ее. Вовчик (прекрасная работа Ивана Бортника), когда-то ходивший по
деревне козырем, – здесь в городе опустившийся алкоголик, никому не интересный,
раздражающий всех («Коновалов, ну что вы орёте!»). Он презираем
собственными детьми. Его старший, «Варелик»,
похожий на робота в мотоциклетном костюме, снисходительно бросит ему: «Прощаю,
Коновалов», когда Вовчик попытается вернуть ему деньги. Только окрестные собаки
– компания Вовчика. Он сам как брошенная, всеми гонимая собака.
Не хочет о нем слышать и младший сын Кирилл (Олег
Меньшиков). Мария, со всей энергией своей натуры, бросится спасать Вовчика,
разыщет его вторую жену. Там примется выговаривать насмешливому юноше – патлы
отрастил, веселишься, а отец там загибается! И наткнется вдруг на его
пронзительный потемневший взгляд.
Чуткая душа Марии сразу всё почувствует и
поймет. Понимают всё сразу и зрители. В этом взгляде юного Олега Меньшикова
читается вся боль ребенка, жившего с пьющим отцом, все бессонные ночи, все
слезы матери. И с Марии вмиг слетит ее воинственный задор. Искренне расскажет
она неизвестному ей до сих пор мальчику всё, что почувствовала, когда увидела
Вовчика, и про дочку свою, и про зятя. Потому что Кирилл – это уже ее сын тоже.
Мария попытается увезти Вовчика в деревню. Уже и
договорились вроде. И стоит она у поезда и ждет своего непутевого. Дочка Нина,
с презрением наблюдая ее упорство, воскликнет: «Да не придет он! Почему ты
вечно хочешь, как не бывает! Чего ты ждешь?» «Я хоть чего-то жду», – ответит ей
мать.
Она не уедет одна, будет ждать своего Вовчика. И
увидит его на том же вокзале – он провожает сына в армию. Как же эта сцена
сыграна Нонной Викторовной! Сначала злой упрек: «Ну как же! Ведь мы с тобой
должны были...» И тут же усмешка, горькая, но прощающая. Усмешка над собой –
чего опять полезла в чужую жизнь. Он сына провожает, Кирилла, вот и вторая жена
его здесь, и щекастенькая внучечка – она могла быть ее бабушкой. Она
по-матерински благословит Кирилла, поцелует девочку. И уйдет, не позволив себе
больше вмешиваться в чужую семью – там все только-только начало срастаться,
только-только стали оживать связи между родными...
А сама она притянет своих родных девчонок. Нина
смотрит на проводы в армию, на это концентрированное, множащееся расставание,
на плач, на мальчишек, которые вот-вот уйдут неведомо куда... И потом вдруг с
отчаянием бросается целовать свою кровиночку, свою доченьку, любимого и родного
человечка. И с таким же отчаянием – не упустить бы! – бросится догонять
уходящую мать. Догонит – и они обнимутся крепко-крепко, все втроем, как и
должны обниматься родные люди. А озорница внучка еще и выбросит в кусты ведро:
«А ведра-то нет! Как же ты теперь уедешь, бабушка? Придется остаться». И народная
песня хора Покровского звучит в конце как торжество Марии, победа духовного,
вечного над суетным, будничным.
Родня, родные наши – кто они? Может, надо оглянуться
– где они? Не разорвались ли ниточки, нас соединяющие? Родня, род, Родина, –
всё одного корня. И слова про «семью – ячейку общества» уже не кажутся
банальностью. Так и есть – ячейка. Маленькая составляющая Рода, Родины.
Комментариев нет:
Отправить комментарий