Страницы

среда, 14 августа 2024 г.

Затмение

Оригинальное название: L'eclisse
Производство: Италия, Франция
Год: 1962
Режиссер: Микеланджело Антониони
В ролях: Моника Витти, Ален Делон, Франсиско Рабаль, Луи Сенье, Лилла Бриньоне, Розанна Рори, Мирелла Риччарди, Сайрус Элиас, Мария Тедески и др.
Моя оценка: 9 из 10



«Затмение» можно считать завершением «трилогии отчуждения» М. Антониони. В этой картине нашли дальнейшее развитие мотивы, затронутые в «Приключении» и «Ночи».
…В комнате двое, он и она, Рикардо (Франсиско Рабаль) и Виктория (Моника Витти). Перед этим была тяжелая ночь, трудный разговор и полные пепельницы окурков.
Она хочет уйти. Хочет уйти и не может. Когда они встретились, ей было 20. И она была счастлива. Но счастье ушло. Она разлюбила. Почему ‒ не знает ни она, ни он. И больно обоим.


Из пустоты комнаты Виктория уходит туда, где бурлит жизнь и бродят толпы народа. Она приходит на биржу, хочет найти здесь свою мать. На бирже шум, гам, суета, паника, истерика. Здесь зарабатывают миллионы и теряют их в одно мгновение. Здесь, как рыба в воде, чувствует себя азартный игрок Пьеро (Ален Делон). Он на бирже свой ‒ посреди этих цифр, криков и звонков.
Мать Виктории тоже пытается стать здесь своей, она погружена в мир акций и котировок, и ей сейчас не до переживаний дочери. И Виктория движется дальше, плывет, словно по течению. Ей все равно, что держать в руках: иголку с ниткой, книжку или мужчину. У нее есть подруги, с которыми она может пообсуждать мужчин или путешествия, которым может пожаловаться на разочарования и подавленность. Подруги ‒ приличные дамы, красиво одетые. У одной из них ‒ Марты ‒ ферма в Кении. Марта будет рассказывать, как там в Африке красиво, но, когда Виктория, шутя, нарядится африканкой и начнет танцевать, речь Марты сразу изменится. Эта белая цивилизованная женщина ненавидит «черных», ненавидит и боится, называет их обезьянами. Игра в Африку ее не забавляет.


Виктория все время будет пытаться уйти от горьких мыслей о Рикардо, убежать от его навязчивых попыток вернуть отношения. Она развлекается с подругами, улетает с друзьями на спортивном самолете. Такая жизнь бабочки ‒ красивой и никого не греющей.
Бабочка снова залетает на биржу. Только теперь тут всё резко изменилось: игроки теряют деньги. И мать Виктории, которая до ужаса боится нищеты, потеряла миллионов десять. Пьеро показывает Виктории человека, который потерял сразу 50 миллионов. Внезапно девушке становится так любопытен этот человек, что она начинает тайком следить за ним. Вот он покупает успокоительное и воду, рисует у себя в блокнотике какие-то цветочки…
Виктория не участница процесса ‒ она наблюдатель. Она подсматривает, следит, удивляясь, любопытствуя, но всегда словно со стороны, в нее ничего не проникает. Ей интересен Пьеро, и она тоже наблюдает за ним. Любуется. Но не верит ему.


Делон, конечно, прекрасен в этой роли. Уверенный в себе, живой, эмоциональный, подвижный, нереально красивый, причем красивый без слащавости, он ‒ воплощение мужественности и сексуальности. Камера любуется им как совершенным созданием природы.
Виктория заигрывает с Пьеро, но он слишком красив, а потому слишком многим нравится, слишком многим нужен. Пьеро не любит сложностей и рефлексий. Девушка понравилась ему ‒ он хочет ее поцеловать. Но Виктория внезапно отталкивает его. Секса она не хочет. Замуж она не хочет. Тогда чего она хочет? 
Если Пьеро живет ярко, балансируя между удачами и неудачами, то Виктория только наблюдает за жизнью со стороны. Нет в ней страсти ни к чему и ни к кому. Но вместе с тем ей очень хочется любви и понимания. Для нее это понятия-синонимы: если любишь ‒ понимаешь.
Пьеро она скажет: «Я бы хотела не любить тебя. Или любить сильнее». Ни холодное, ни горячее ‒ теплое. Это ее состояние. Больше ни на что ее душа не способна. 
Герои занимаются любовью, и, кажется, им хорошо друг с другом. Они договариваются встретиться вечером. Но в назначенное время ни он, ни она на свидание не приходят. Некоммуникабельность непреодолима. 


Душевная пустота героев подчеркивается у Антониони визуальными средствами. Гениально создается мотив пустоты ‒ пустынные улицы, полые конструкции, безлюдные квартиры. Черно-белая графичность, геометричные узоры зданий создают особое настроение ‒ отчужденности и заброшенности.





Мир неустойчив. Камера фиксирует мгновения обычной ежедневной жизни людей: идет дождь, шумят деревья, автобусы ходят по расписанию, куда-то спешат по своим делам горожане. А завтра ‒ ядерная война, и всё исчезнет, разрушится, закончится. Нет в мире равновесия, спокойствия, гармонии, как нет ее в душе главной героини. Духовная и душевная анемия, и в воздухе будто разлито ожидание беды.

  

Комментариев нет:

Отправить комментарий