Страницы

четверг, 18 июля 2024 г.

Кавказский пленник

Производство: Россия, Казахстан
Год: 1996
Режиссер: Сергей Бодров
В ролях: Олег Меньшиков, Сергей Бодров-младший, Джемал Сихарулидзе, Сусанна Мехралиева, Александр Буреев, Валентина Федотова, Алексей Жарков, Павел Лебешев
Моя оценка: 7 из 10




Литературной основой для фильма послужила известная повесть Льва Толстого «Кавказский пленник». Думаю, историю про Жилина и Костылина помнят многие еще со школы. Повесть однозначно пророссийская, писатель не рефлексировал по поводу независимости Кавказа, для него этот вопрос был абсолютно ясен: горцы должны были подчиниться русскому императору, русской армии и русским законам. Костылин в повести погибает из-за своей трусости, Жилина спасает девочка Дина, влюбившаяся в храброго русского воина. Больше никто из кавказцев, малообразованных и звероватых, не проявляет гуманизма к русскому.

В следующем веке конфликт с кавказцами (а именно, с чеченцами) повторился. Напомню коротко предысторию. Во время Перестройки пестовались разнообразные националистические образования. Они активно подкармливались в том числе иностранными грантами. Именно националистические организации внесли значимую лепту в дело развала СССР. В Чечне тоже было образовано такое националистическое образование, руководил которым печально известный Джохар Дудаев. В 1991 г. Дудаев провозгласил создание Чеченской республики, которая не будет входить ни в состав СССР, ни в состав России, произносил пылкие речи про колониальную российскую политику, про русских оккупантов и пр. Сторонники Дудаева штурмом захватили здание Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, телецентр и Дом радио. Депутатов избивали, а председателя грозненского городского совета Виталия Куценко убили, выбросив из окна. По сути, можно считать, что именно тогда началась Первая чеченская война.

То, что пережили русские люди после прихода к власти «дудаевцев» и провозглашения «Ичкерии» можно прочитать в сети. От этих рассказов ‒ мороз по коже. Депутат Юрий Иванов прямо назвал происходящее тогда в Чечне «геноцидом русских». Ему вторил Геннадий Зайцев, командир «Альфы»: «В этот период в Ичкерии осуществляется настоящий геноцид русскоязычного населения ‒ многочисленные убийства, изнасилования, разграбление домов и квартир, угон автотранспорта. Вот характерное народное творчество того времени: «Не покупайте квартиры у Маши, они всё равно будут наши!». Или такое: «Русские, не уезжайте, нам нужны рабы!».

Письма об издевательствах над русскими людьми потоком шли в Москву. Почувствовавшие полную безнаказанность сепаратисты распустили парламент, конституционный суд и МВД, захватили здание Грозненского городского совета.

В декабре 1994 г. власть в РФ вышла из запоя и решила начать военную операцию по установлению в Чечне конституционного порядка. Началась кровавая бойня с многочисленными жертвами с обеих сторон, с героизмом простых солдат, с бездарностью и предательством высших чинов, с немыслимой жестокостью ичкерийских бандитов и аферами бесстыжих российских олигархов, зарабатывавших капиталы на крови.

Общество раскололось. Простые русские люди сочувствовали нашим солдатам. Либеральное крыло, подключив «тяжелую артиллерию» в виде своих якобы «независимых» СМИ, не стесняясь пели осанны «свободолюбивым чеченцам», проклинали российскую армию, славили Дудаева и Басаева и абсолютно не замечали геноцида русских, зато много и активно писали о муках чеченцев. Думается, многим деятелям либерализма идеология «дудаевцев» была абсолютно фиолетова, и поддерживали они их только из-за того, что сепаратизм Чечни угрожал целостности Российской Федерации. А как известно, «враг моего врага ‒ мой друг».

Кинематографисты также не были единодушны в оценке войны в Чечне. Сергей Говорухин, побывав в Чечне, потеряв там ногу, создал документальный фильм «Прокляты и забыты», показав, с чем приходится стакиваться русским солдатам. Одиозный Невзоров на деньги Б. Березовского снял свое ужасающе натуралистичное «Чистилище». Двойственную оценку критиков вызвал «Блокпост» А. Рогожкина.

«Кавказский пленник» С. Бодрова как раз-таки понравился киноведам, собрал целый урожай призов на родине, получил приз в Каннах, был номинирован на Оскар и «Золотой глобус». Режиссер постарался, что называется, «пробежать между каплями дождя» и соблюсти хотя бы видимость объективности. Однако уши «либеральной повесточки», увы, торчат здесь вполне откровенно. Это вполне объяснимо, если вспомнить, что фильм готовился к прокату на Западе, а посылать туда патриотические фильмы, с любовью к России было абсолютно невозможно.


Поэтому перекос очевиден в показе национальных характеров. Русские воинственные, их все время тянет воевать («колонизировать»). В армии разложение, русские много пьют, меняют оружие на водку. Чеченцы ‒ мирные люди, по крайней мере, крестьяне, с которыми вынуждены общаться попавшие в плен Жилин и Костылин. Подробно показывается быт чеченцев, их мирный, крестьянский труд ‒ хлеб пекут, сено сушат, скот пасут. Они молятся, празднуют свадьбы, танцуют. Как в такой мирной среде вдруг расплодились боевики, проливавшие реки крови, авторы фильма не объясняют.

Россияне показаны только на войне. Из мирного ‒ лишь мама Жилина, учительница младших классов, которая с улыбкой читает его первое письмо и гордится своим сыном, не зная, как ему приходится на этой войне. Второе письмо вернет ее на землю и покажет всю неприглядность реальной войны.


Яркий образ русского военного ‒ Саня Костылин. На эту роль совершенно неожиданно выбран интеллигентный и абсолютно небрутальный Олег Меньшиков. Меньшиков совершает актерский подвиг, перевоплотившись в прожженного, грубого, матерящегося военного с невысоким интеллектом. В целом, почти получилось. Почти.


Но есть что-то, что выше достоверности «военный ‒ не военный». Меньшиков старается показать русского человека, и человека достойного, несмотря на внешнюю грубость и цинизм. Да, Саня завербовался из-за денег, убеждений у него нет, война ему в кайф. Костылин не рад компании Жилина, он его бесит своей неумелостью, неподготовленностью. Саня активный, боевой. Он будет все время пытаться бежать. Потому что в отличие от наивного Вани Жилина, знает, что никто его не выкупит, не обменяет. Он ерничает, шутит, но чувствуется во всем этом какая-то обреченность. Самый сильный момент фильма, когда они с Ваней поют «Прощание славянки, песня звучит фоном, в советской версии, величественный марш, возвышающий и чистый, и Саня начинает рыдать. Мне кажется, именно в этот момент он как никогда ясно ощущает, что он русский солдат, и за спиной у него деды и прадеды, честно отдавшие долг своей Родине. С него слетает весь его цинизм, и грубость, и жажда быстрых денег, и он плачет от этого несоответствия ‒ кем он должен был быть и кем он стал. Плачет от позора плена. Плачет от тоски по тому высокому и хорошему, которого у него уже никогда не будет.


В конце концов Саня привыкнет к Жилину. Они сроднятся душами ‒ и когда вместе будут ходить по минному полю, и когда, скованные цепями, будут танцевать под Армстронга. Саня не перестанет мечтать о побеге, но теперь уже не для себя ‒ для этого пацана, который для него уже то ли младший брат, то ли сын. Саня попробует вытащить Ваню и погибнет. А где-то в русском плену погибнет чеченец, также попытавшийся сбежать.


Как и у Толстого, Жилин ‒ антипод Костылина. Только характер у него нетолстовский. Ваня Жилин ‒ совсем еще мальчик, неловкий теленок, только-только оторвавшийся от мамки. Он ничего не знает, ничего в этой жизни еще не видел. А на войне, куда его отправили, даже выстрелить не успел, сразу попал в плен. Авторы подчеркивают, что у Ивана нет идеологии, идейности. Нет понимания, что он русский, что он воюет за целостность своей страны, чтобы ее не постигла участь СССР. Он вообще плохо понимает, почему вдруг война, почему люди стреляют друг в друга. Он довольно быстро привыкает к чеченцам, к Хасану, девочке, и уже не может себе представить, что когда-нибудь убьет их. В этом его отличие от Сани, который мечтает вырваться из плена, а потом вернуться сюда в новеньком камуфляже, с огнеметом и сжечь тут все дотла. У Сани нет иллюзий относительно «миролюбия» кавказцев, у Жилина ‒ еще есть.

Авторы фильма дарят «гуманисту» Ивану чудесное спасение. Чеченец, у которого русские убили сына, внезапно проявляет милосердие к русскому парню, посмотрев в глаза его матери. Эта сказочность явно продиктована западной либеральной повесткой, так же, как и финал фильма. Русские вертолеты, как в «Апокалипсисе сегодня» Ф. Копполы, летят бомбить мирное чеченское селение. Спасенный Ваня бежит и кричит: «Стой! Не надо!», но никто его не слышит. Ну да, это же только чеченцы ‒ гуманисты, а русские ‒ жестокие убийцы, «ворвались с танками в мирные дома», «топчут сапогами свободу ичкерийского народа», «убивают детей и насилуют беременных» или что там еще писали либеральные СМИ.

Бессмысленность гуманизма и мирных договоров подтвердила сама жизнь. После серии наглых и бесчеловечных терактов стало ясно, что только полное уничтожение «шайтанов»-дудаевцев принесет мир на чеченскую землю. Россия прошла по краю, но уцелела. Снимут ли когда-нибудь об этом хотя бы один честный фильм?         




Комментариев нет:

Отправить комментарий