среда, 5 марта 2025 г.

Зита и Гита

Оригинальное название: Seeta Aur Geeta
Производство: Индия
Год: 1972
Режиссер: Рамеш Сиппи
В ролях: Хема Малини, Дхармендра, Санджив Кумар, Манорама, Рупеш Кумар, Пратима Деви, Сатиендра Капур, Камал Капур, Ратнамала, Радхика Рани, Хони Ирани, Аланкар, Кешав Рана, Абхи Бхаттачарья, Дулари, Асрани, Дев Кишан и др.
Моя оценка: 8 из 10



«Зита и Гита» (хотя правильнее будет «Сита и Гита») ‒ образец классического коммерческого индийского кино 1970-х гг. Фильм действительно имел огромный успех в Индии ‒ занял первое место по кассовым сборам в 1972 г. В СССР эту картину посмотрело более 55 миллионов человек. Если парни хотели покорить сердце девушки, ясное дело, ее нужно было сводить на "Зиту и Гиту". Фильм романтичный, комедийный, приключенческий, здесь есть над чем и посмеяться, и поплакать.

Авторы активно используют самые распространенные «архетипы» индийского кино, так любимые зрителями разных поколений: разлученные близнецы, богач и бедняк, поменявшиеся местами, «Золушка», которая страдает от козней злой мачехи и ее дочурки (в фильме это тетка с дочкой), гнусный развратник, домогающийся честной девушки, и наконец, «добрая фея» в виде активной и смелой сестры.

По сюжету Зита и Гита разлучаются сразу после рождения. В результате Зита вырастает в тепличной обстановке богатого дома, а Гита получает «спартанское» воспитание в бедном квартале. Зита ‒ скромная, застенчивая, молчаливая девушка, Гита ‒ бойкая, дерзкая, смелая и сильная, которая может дать отпор даже мужчинам.

Зита, прожив счастливо с родителями, становится сиротой и «Золушкой», потому что ее опекунша ‒ злобная мегера тётка Каушалья, жадная, подлая и лживая. В родном доме Зита превращается в служанку, терпит побои от тетки, от двоюродной сестры, и от дядьки Ранджита, брата Каушальи. Этот дядька еще и домогается до своей родственницы, пытаясь стать ее женихом и прибрать к рукам все состояние бедной богачки.

Гита же дает цирковые представления, ловко скачет на проволоке и с шестом, «строит» своего партнера ‒ пьянчужку Раку. Она хитрая, бойкая, острая на язык, и даже полиция с ней справиться не в состоянии.


И вот однажды две абсолютные противоположности меняются местами. И каждая ‒ обретает свое счастье. Скромница Зита завоевывает любовь Раки и отучает его от пьянства. Гита же наводит порядок в богатом доме: она дает отпор пузатой тетке и наглой кузине, а подлый дядька на своей шкуре почувствует, что значит ремень в умелых руках. Кроме этого, Гита получает и приличного жениха ‒ доброго доктора Рави.


Конечно, в индийском кино не бывает всё так сладко и гладко. Гита еще будет сомневаться, достойна ли она респектабельного доктора, бандиты будут гоняться за Зитой и всеми положительными героями вместе взятыми, но конечно, в финале зрителей ждет абсолютный хеппи-энд и сразу две свадьбы. Сказка есть сказка, и добро здесь должно победить по определению.


Фильм и сейчас смотрится на одном дыхании. Авторы отлично выдерживают и ритм, и динамику, и чередование комедийных, печальных и музыкальных эпизодов. Отличные музыкальные номера, великолепная актерская игра. Хема Малини легко и естественно перевоплощается и в скромницу, и в дерзкую девчонку. Дхармендра и Санджив Кумар харизматичны и красивы, Манорама-Каушалья, наверное, самая знаменитая отрицательная героиня индийского кино, а Рупеш Кумар в роли Ранджита ‒ просто идеальный злодей.


Думается, эта индийская классика будет вечной. Люди в любые времена тянутся к добру и искренней, простодушной романтике. И слова «Зита и Гита» так и останутся обозначением всего индийского кино. Это уже культурный код, это наше, родное, ‒ на века.

 

  


Комментариев нет:

Отправить комментарий