Производство: СССР
Год: 1966
Режиссер: Андрей Тарковский
В ролях: Анатолий Солоницын, Иван Лапиков, Николай Гринько, Николай Сергеев, Ирма Рауш, Николай Бурляев, Юрий Назаров, Юрий Никулин, Ролан Быков, Николай Граббе, Михаил Кононов, Ирина Мирошниченко, Болот Бейшеналиев, Николай Глазков, Николай Кутузов, Анатолий Обухов, Дмитрий Орловский, Владимир Васильев, Вячеслав Царев
Моя оценка: 10 из 10
Исторический
фильм о великом русском иконописце шел к зрителю довольно долго, почти 10 лет. В
1962 году молодой режиссер Андрей Тарковский подал заявку на эту картину, в
1964‒65 гг. фильм был снят, а дальше начались «страсти по Андрею» ‒ цензура
фильм не пропустила. Режиссера упрекали в излишней жестокости, в пропаганде
насилия, требовали сократить материал, перемонтировать и внести тысячи правок. Немного
спас ситуацию Каннский кинофестиваль 1969 года, куда полулегально был отправлен
многострадальный фильм. Там он получил приз международной ассоциации
кинокритиков (ФИПРЕССИ). В том же году во Франции русский «Андрей Рублев» был
признан лучшим иностранным фильмом. После этого в 1971 году основательно
порезанная картина была выпущена в Советском Союзе ограниченным экраном.
Примечательно, что советским зрителям фильм даже в таком виде очень понравился
и по опросу «Советского экрана» он получил очень высокие оценки. Правда, лучшим
фильмом редакция его не назвала, сославшись на то, что посмотрело фильм мало
человек...
Широкая премьера
восстановленной картины состоялась лишь в 1987 году. Сам режиссер до этой
премьеры, увы, не дожил.
Фильм «Андрей
Рублев» не является биографическим в строгом смысле слова. Здесь нет последовательного
рассказа об исторической личности ‒ родился, учился, творил. Образ Андрея (его
роль гениально играет Анатолий Солоницын) раскрывается на широком историческом
материале, в ряде почти не связанных друг с другом новелл. Однако все вместе
они составляют глубокий, философский эпический рассказ о сложном,
противоречивом времени и о гениальном художнике, который в полной мере разделил
и испытал на себе трагедии своего времени.
Тема творчества,
созидания, искусства проходит красной нитью через весь фильм, раскрываясь в
разных аспектах в каждой новелле.
В начале фильма
мужик (в этой роли художник Николай Глазков), смастеривший подобие воздушного
шара, летит на нем и с ликующей радостью кричит: «Летю-ю-ю!». Это его
торжество, торжество творческой мысли над людской темнотой. Пусть полет и
недолгий ‒ но он все-таки был.
Центром второй
новеллы становится скоморох ‒ тоже творческий человек.
Андрей, Даниил Черный (Николай
Гринько) и Кирилл (Иван Лапиков) уходят из Троице-Сергиевой лавры, где они
долгое время работали. В дороге их застает дождь, и вместе с простыми
крестьянами они пережидают его в просторном сарае. Крестьян развлекает своими
не совсем приличными частушками и плясками скоморох (Ролан Быков), и Андрей с
любопытством наблюдает за ним. Ему интересны и все эти люди, их дети с ясными
глазами, он еще верит в людей и их доброту. Но вот за скоморохом приходят
стражники, избивают его, ломают его гусли. За веселое искусство ему отрежут
язык, чтоб не смел больше похабные песни петь, над боярами смеяться. Андрей еще
не знает, что это Кирилл донес на бродячего певца. Но он чувствует, что именно
они, монахи, виноваты. Ему неловко и стыдно, словно они разрушили уют и радость
этого места, как черные вестники, принесли слезы и горе…
В этой и в
следующей новелле раскрывается, как различны между собой три монаха.
Добрый,
чистый и светлый Даниил Черный, которого Рублев почитает как своего наставника,
противопоставлен завистливому и суровому Кириллу. Кирилл не понимает и не
принимает искусства Андрея: нет в его письме страха перед Богом, а значит, нет и
веры, которая «из глубины души исторгнута». По Кириллу, отношения человека с
Богом могут быть построены только на страхе. Для Андрея же ‒ Бог не для
устрашения человека, а для любви, надежды и утешения.
Взгляды Кирилла
схожи со взглядами Феофана Грека (Николай Сергеев). Феофан тоже гениальный
иконописец, он хочет найти талантливого ученика, чтобы передать ему свое
умение. Его выбор падает на Андрея. Приглашение Феофана разбивает некогда
сплоченную троицу монахов, вызвав потрясение в душах всех троих. Андрей
безмерно рад, так что его радость даже задевает Даниила. И все же они очень
трогательно и светло прощаются. А Кирилл уходит из монастыря. Его неверие, ненависть
к людям и зависть достигают апогея. Он сам бездарность, вокруг него лишь ложь и
жажда выгоды, его монастырь превращен в вертеп, в базар. Пылая ненавистью, Кирилл
уходит, убив свою собаку, выместив на несчастном, преданном, любящем существе
всю свою злобу на мир, на людей, на все живое.
Феофан,
конечно, не озлобился настолько, но людей так же не любит, не верит им. Темен
народ, глуп и мерзок. И Христа такие вот распяли. Он их учил, помогал им, а они
предали его, распяли, ученики разбежались. Андрею страшно слышать речи Феофана:
как с таким настроением можно иконы писать? Ведь в них, по убеждению Рублева,
надо передавать любовь Бога. Как же можно, имея ненависть в сердце, писать
любовь?
Убеждения
Андрея Рублева, его доброта, жалость к людям ярко переданы в его потрясающем
монологе о человеке: «Людям просто напоминать надо почаще, что люди они. Что
русские ‒ одна кровь, одна земля. Зло везде есть. Всегда найдутся охотники
продать тебя за 30 сребреников. А на мужика все новые беды сыпятся. То татары
по три раза за осень, то голод, то мор, а он все работает, работает, работает,
несет свой крест смиренно, не отчаиваясь, а молчит и терпит. Только Бога молит,
чтоб сил хватило. Да разве не простит таким Всевышний темноты их? Сам ведь
знаешь: не получается что-либо, или устал, намучился, и вдруг с чьим-то
взглядом в толпе встретишься, с человеческим, ‒ и словно причастился. И все
легче сразу».
Отметим, что в
фильме нет благостного, «приглаженного» взгляда на русский народ. Жестокость
царит здесь повсеместно. Язычники во время своего праздника привязывают Андрея
к столбу, распяв, как Христа. А потом христиане будут безжалостно топить
упорных язычников в речке. Князь, которому искусные мастера построили
изумительный собор, прикажет ослепить их, чтобы они не создали лучший собор для
его брата.
Андрею нужно
написать «Страшный суд». Казалось бы, что здесь сложного? С его даром
нарисовать можно так, что у грешников волосы на голове зашевелятся. Но именно
этого Андрей и не хочет, и потому не движется у него работа. Не хочет он писать
Христа как пугало для людей: не греши, а то в аду будешь в котле со смолой
кипеть. Главное ведь в вере ‒ не страх наказания, а любовь Божественная к
людям.
Событие,
которое перевернет всю душу Андрея, поколеблет его веру в людей, ‒ набег татар.
Татары на Руси ‒ неизбежное зло. Но они иноверцы, что с них взять. Самое
страшное, что этим иноверцам помогают свои. Брат идет войной на брата. Князь,
который крест целовал, брата целовал, ‒ предает его, как Иуда. Русские убивают
русских, и это самый ужасный и трагичный эпизод в фильме. Весь кошмар междоусобицы
передан с предельной натуралистичностью, не щадя нервов зрителей, чтобы мы в
полной мере смогли ощутить безумие этой бессмысленной бойни. По накалу
драматизма и бьющим по нервам кадрам в нашем кино, наверное, рядом можно
поставить только сцену сожжения людей из «Иди и смотри».
Люди укрылись в
храме. Но татары и воины князя ломают дверь и убивают всех, кто находился там.
Страшной смертью умирает русский монах (Юрий Никулин), не смирившийся перед
вырусью. Трупами устелен весь пол собора. Ужасен, невозможен этот контраст:
светлые фрески, иконы, божественные лики ‒ и смерть, кровь, огонь. Русские
вместе с татарами радостно грабят храм. Андрей, потрясенный, не может поверить
в такую немыслимую жестокость. Зачем тогда его искусство? Зачем он писал это всё?
Он же для людей трудился. А никого не спас его труд. Никого не остановил от
страшного греха. Андрей клянется больше никогда не писать.
Здесь еще
причина есть ‒ не только разорение храма. Андрей убил человека. Русского,
который хотел изнасиловать или убить юродивую. Он защитил девочку. Но теперь на
руках его кровь. Как же этими руками Бога писать? Для искупления своей вины Андрей
дает обет молчания.
Через
разверстую крышу собора падают снежинки крупными хлопьями… Нет ничего страшнее,
когда снег в храме идет…
Андрей твердо
держит свой обет. Молчит, когда татары увозят дурочку. Молчит, когда на него
бросается переживший пытки скоморох. Молчит, когда встречает вернувшегося и
раскаявшегося Кирилла. Того по-прежнему терзает зависть. Но он убеждает Андрея
писать: ведь грех это, закапывать в землю талант, данный Богом.
Очень важна в
фильме новелла «Колокол». В разоренном городе, где решили восстановить храм, не
осталось ни одного колокольного мастера. И только один мальчик Бориска (Николай
Бурляев) вдруг заявляет, что знает секрет колокольной меди. Действительно
знает? Или просто захотел найти работу, чтобы кормили? Кажется, он и сам
сомневается в своем даре, в своих знаниях. Бегает по стройке, успевая везде,
командует мужиками, кричит, а сам чуть на ходу не засыпает от усталости. Если
что-то не получится ‒ его засекут насмерть. Но не только страх смерти им движет
‒ страх того, что его детище, которому отдал столько сил, вдруг не выйдет, не
зазвонит. Это уже идет процесс творчества. Бориска, может, и сам не знал, что
живет в нем искра Божья, что он настоящий мастер. Ведь отец никакого секрета
ему не оставил. Мальчик интуитивно ищет и делает, делает все правильно. Чутье
художника его не подводит.
Весь этот процесс
созидания оживит и Андрея. Прервет он наконец свое долгое молчание (кстати,
Солоницын для того, чтобы проникнуться состоянием героя, действительно 4 месяца
не разговаривал). Андрей Рублев возвращается к творчеству. И в финале мы видим ‒
уже в цвете ‒ великолепные, гениальные его творения. Иконы, где нет страха
перед Богом, а есть лишь безмерная любовь, свобода, утешение и надежда.
Говорят, только
гений может снять кино о гении. В данном случае так и произошло. Философское
глубокое содержание выражено практически идеальной формой. Здесь можно уже
увидеть и любимые символы и образы Тарковского ‒ вода, дождь, лошади. Здесь
есть пронзительные кадры, от которых перехватывает дыхание. Здесь и гениальная
игра актерского ансамбля ‒ Солоницын, Лапиков, Бурляев, Гринько, Сергеев, Назаров, Рауш, неожиданные в серьезных ролях Никулин, Быков, Кононов и мальчишка из «Добро
пожаловать, или Посторонним вход запрещен».
Еще на один
момент хочется обратить внимание. В фильме очень подробно и реалистично изображен
процесс отливки колокола. Как и роспись храмов. Ощутимо и натуралистично
показан труд ‒ огромный, тяжелый физический труд десятков людей. Ярко показано,
с какими мучениями, сомнениями, каким потом и кровью создавались
величественные, прекрасные храмы. И насколько же больно оттого, что в 1920-е
годы многие из этих церквей и храмов были разрушены, колокола, отлитые с таким волнением,
с таким тяжким трудом сброшены на землю и разбиты…
Фильм Андрея
Тарковского ‒ для нашей памяти. Чтобы знали и помнили имена великих иконописцев
и зодчих. Чтобы знали и помнили, как страшна междоусобица, когда русские
убивают русских. Чтобы знали и помнили, как создаются шедевры и какое это
тяжелое испытание ‒ талант, дар Божий. Как трудно быть его достойным.
Комментариев нет:
Отправить комментарий