Производство: СССР
Год: 1983
Режиссер: Ролан Быков
В ролях: Кристина Орбакайте, Юрий Никулин, Елена Санаева, Дмитрий Егоров, Ксения Филиппова, Анна Толмачева, Марина Мартанова, Константин Чеховской, Павел Санаев, Светлана Крючкова, Ролан Быков, Олег Быков, Максим Чмель
Моя оценка: 10 из 10
Год: 1983
Режиссер: Ролан Быков
В ролях: Кристина Орбакайте, Юрий Никулин, Елена Санаева, Дмитрий Егоров, Ксения Филиппова, Анна Толмачева, Марина Мартанова, Константин Чеховской, Павел Санаев, Светлана Крючкова, Ролан Быков, Олег Быков, Максим Чмель
Моя оценка: 10 из 10
Фильм «Чучело» в свое время
произвел эффект разорвавшейся бомбы. Никогда до этого в советском кино дети,
школьники не были показаны в таком ужасающем, неприглядном виде и с такой
пронзительной реалистичностью. Они дразнят старика, они мерзко рогочут на улице
и говорят пошлые и циничные вещи. Они грубят родителям и в открытую обсуждают
учителей – что за шмотки на ней, берет она взятки или нет.
Они травят, как зверя, Лену
Бессольцеву.
За что?
Лена Бессольцева, какой мы видим
ее в начале фильма, растерянная, плачущая, обиженная, с почти убитой верой в
людей. Она может и деду крикнуть обидное «Заплаточник!». Для нее эта ситуация
тоже даром не прошла – ожесточила, лишила многих иллюзий («Неужели мне больше
никогда не будет весело»). Она никогда уже не будет так светло и наивно
улыбаться, как тогда, когда в первый раз она вошла в новый класс. Она была рада
всем и думала, что ей тоже все рады. Она не обижалась даже на кличку Чучело и вместе со всеми
смеялась над своим дедушкой-«заплаточником».
А еще она моментально влюбилась
в Димку Сомова (Д. Егоров).
Потому что Димка – это благородный рыцарь. Он
отбивает собак у Вальки-живодера, отдает ей свою обувь, когда промокли ее
туфельки, он организует трудовой десант, потому что ему стыдно брать деньги у
родителей. Он никого не боится, даже взрослого брата Вальки-живодера. Он
красивый, сильный, уверенный в себе, настоящий лидер. Но как же непрочна его
власть над этой толпой. В любой момент она может подмять его под себя. Потому
что на самом деле Дима слаб и очень зависим от чужого мнения. Только помочь ему
некому.
Вокруг однокласснички как
инквизиторы.
Железная Кнопка (К. Филиппова) – сталинский комиссар в миниатюре.
Так она реализует себя – в тоталитарной власти над классом. Внутри она потеряна
и одинока, а с железными правилами ей легче жить. На самом деле только тогда
она и может жить. Страшный, изуродованный, изломанный характер.
Другие не лучше. Шмакова (А.
Толмачева) – уже почти ничего от ребенка, практичная, циничная, наглая, никакие
идеалы не ценны. Ну кроме одного – деньги, шмотки. Она уже сейчас
присматривается – кому можно будет продаться подороже, за кем сила и власть.
Мотя, Валька-Живодер – такие же,
изломанные, изуродованные в своих мещанских семьях. За Чучело вступится один
Васильев (П. Санаев), слабый и некрасивый, и такой же изломанный внутри. Он и
сам почти такое же Чучело, изгой.
А что представляют собой
взрослые в фильме? Мир взрослых так же убог и непригляден. Вот дружный класс
бьет ногами лежащую на земле девочку, а у взрослых экскурсантов даже мысли не
возникает подойти разобраться, защитить – просто некогда, побыстрее, товарищи,
мы опаздываем. Учительница (Е. Санаева) – ей тоже все время некогда, свои дела
важнее, что ей там эти детские драмы, так, мелочь какая-то.
Тетя Клава, мать Моти (С.
Крючкова) – слабая мать, которая ничего не может – не может справиться с
дочкой, не может защитить Лену, на ее беспомощные крики «Я сейчас милицию
позову» никто не реагирует.
Из взрослых лишь дедушка
Бессольцев (Ю. Никулин) – иной.
Но он выпадает из этого практичного и циничного
мира так же, как выпадает и его внучка. Это добрый, светлый человек,
бессребреник, к которому грязь не пристает. Он умный, тонкий, понимающий. И
именно ему исповедуется Лена, ему выплакивает свое горе и свое разочарование.
Эта роль – изумительная работа Юрия Никулина, которого мы так привыкли видеть в
комедийных ролях. Здесь он играет практически святого, подвижника, играет так
просто и так естественно, что веришь абсолютно сразу.
Веришь в каждом кадре и Кристине
Орбакайте. Вроде бы «звездная девочка», дочка самой Пугачевой, но здесь
никакого «звездного» налета даже в микроскоп не разглядишь. Перед нами не очень
красивая, провинциальная, нескладная, смешная девчонка. Кристина очень
естественна и когда, светло улыбаясь, входит в класс, и когда весело хохочет, и
когда, в отчаянии рыдая, кричит: «Я не хочу жить!» Быков включает в фильм огромное
количество крупных планов с ней. Ее улыбка – рот до ушей хоть завязочки пришей,
ее глаза… В сцене выяснения, кто предатель, ее глаза – глаза человека, который
готов умереть за своего любимого. Готов на жертву. И Лена легко эту жертву
приносит. Отдает себя на растерзание.
Она становится одна против
бешеной стаи. Стая гонит ее и беззаботно поет: «Жииизнь нивазможна павирнуть
назаааад». На экране это выглядит просто страшно.
Но самая страшная сцена,
кульминация фильма, – сжигание чучела Лены. Кристина с распущенными светлыми
волосами смотрится здесь как мученица, как первая христианка среди сошедших с
ума язычников. Несчастная, но все же не сдающаяся.
Под веселую музычку, хохоток
и хлопки детишки перебрасывают ее платье, а она мечется между ними, пытаясь
поймать его. И ее храбрый Димка в который раз предаст ее. Он сам зажжет костер
под чучелом. Монтажно сцена сделана так, что кажется, – сжигают на костре не
чучело, а саму Лену. И беззаботные палачи-детки сами ужаснутся этому зрелищу. И
заплачет девочка-уродка в красном пальто, и будет ныть, прячась за спинами,
Железная Кнопка: «Она сама виновата, мы же просто играли…». А Лена одержит свою
первую победу – она сама бросится на этот костер и остановит, разрушит эту
жуткую церемонию.
Окончательная победа Лены – ее
приход на день рождения Сомова, ее страстный рок-н-ролл, ее лысый «кочанчик».
Теперь она смеется над ними. Она их больше не боится. Она выше их. Она сильнее
их. Всей их стаи сильнее.
Но еще бОльшая ее победа – в
милосердии. Она не торжествует и не злорадствует, видя, как гонят и травят
Димку. Она жалеет его и прощает. Она сама была на костре и понимает, каково
это.
Вместе с дедушкой, уезжая, она
оставит классу картину – «Машка». На ней изображена девочка, жившая много лет
назад. А кажется – это Ленка Бессольцева нарисована. Это ее ясные глаза
заглядывают каждому в душу. И многие ведь действительно вспомнят, что у них
есть – и душа, и совесть. И раскаются, и даже заплачут. «Мы детки из клетки.
Нас в зверинце за деньги показывать надо», – горький вывод из урока, который
они уже никогда не забудут. И надпись на доске «Чучело, прости нас», и ясный
взгляд Машки-Лены – вечный укор «деткам из клетки».
Ролан Быков сделал сильнейшую
картину, которая будоражит и волнует и сегодня. Я знаю, что многие наотрез
оказываются принимать ее – она ведь так сильно разрушает сладкий миф о том, как
мирно и весело жили в СССР. А тут Быков, такой-сякой, оболгал нашу советскую школу.
Но разве оболгал? И разве фильм только о советской школе? Нет. Это не «чернуха»
на заказ – этот фильм о вечном. О нас, о выросших «детках из клетки». И этот
фильм нам нужно смотреть и пересматривать, чтобы мы не забывали, кто мы. Не
забывали светлый взгляд русской девочки с картины «Машка», над которой выведено
«Чучело, прости нас».
Комментариев нет:
Отправить комментарий