Производство: СССР
Год: 1975
Режиссер: Георгий Данелия
В ролях: Леонид Куравлев, Евгения Симонова, Евгений Леонов, Савелий Крамаров, Нина Маслова, Борислав Брондуков, Валентина Талызина, Николай Парфёнов, Нина Русланова, Готлиб Ронинсон, Татьяна Распутина, Раиса Куркина, Николай Граббе, Владимир Басов, Николай Гринько, Тамара Совчи, Раднэр Муратов, Михаил Светин, Александр Потапов, Алексей Ванин.
Моя оценка: 8 из 10
Год: 1975
Режиссер: Георгий Данелия
В ролях: Леонид Куравлев, Евгения Симонова, Евгений Леонов, Савелий Крамаров, Нина Маслова, Борислав Брондуков, Валентина Талызина, Николай Парфёнов, Нина Русланова, Готлиб Ронинсон, Татьяна Распутина, Раиса Куркина, Николай Граббе, Владимир Басов, Николай Гринько, Тамара Совчи, Раднэр Муратов, Михаил Светин, Александр Потапов, Алексей Ванин.
Моя оценка: 8 из 10
Фильм «Афоня», выйдя на экраны в 1975 году, собрал
огромное число зрителей (его посмотрело более 60 млн человек). Тем не менее
зрительские оценки этого фильма были более чем противоречивые. Как писал в
сборнике «Экран 75/76» критик Вс. Вильчек, «в среднеарифметическом исчислении
«Афоня», судя по письмам зрителей, потянет примерно на тройку с плюсом».
В статье этого же критика приводятся выдержки из
писем. Что же возмущало зрителей 1975 года?
«Уважаемые товарищи – создатели фильма «Афоня»!! В
фильме вы, спасая Афоню, не заметили, как толкнули в грязь Катю и многих других
девушек, которые захотят вот так же «спасать» Афонь, ложась с ними в постель.
Этот кадр портит и делает вредным хороший фильм, надлежит его вырезать!»
«Нас хотят убедить, что в этом пьянице, бездельнике,
взяточнике, глубоко аморальном человеке где-то глубоко-глубоко в душе запрятано
малюсенькое зернышко добра, до которого нужно долгие годы докапываться, чтобы
он стал человеком. Да и стал ли он в конце фильма человеком? Конечно, нет».
«Чему учит этот фильм? Гоняться за забулдыгой первым
попавшимся и сразу укладываться с ним в постель? Показали героем пьяницу,
дебошира, взяточника и нарушителя дисциплины. А все другие сотрудники и люди,
где они чинил краны, показаны беспомощными дураками».
Откроем отзывы современных зрителей. И что же мы
видим?
«Афоня – изначально довольно-таки серый персонаж, и
кроме того лентяй и алкоголик, непонятно почему вдруг превратившийся в
положительного героя».
«А мне показалось странным поведение героини
Симоновой. Какая девушка с прекрасными и идеальными данными в твердом уме и
здравом рассудке бросится в дорогу за таким асоциальным типом, как Афоня?
Издержки сценария! Можно пожалеть, как это принято на Руси, и даже рубль на
бутылку дать Афоне. Но не более того».
«Куравлев замечательно сыграл. А вот сам Афоня мне не
нравится. Не верю, что этот хам, выпивоха, равнодушный тип вдруг исправится»
(отзывы с сайта http://kino-teatr.ru).
Как видим, прошедшие почти 40 лет практически ничего
не изменили в восприятии фильма недовольными
зрителями. Фильм, уже перейдя в категорию «кинолегенды», по-прежнему вызывает
споры и бурные обсуждения. Особенно это касается главного героя.
***
Кто такой вообще этот Афоня? Веселый здоровый мужик,
который любит выпить, малообразованный, с туповатым взглядом. Дома у него нет ни
радио, ни телевизора, ни книг, ни газет он не читает – зачем голову забивать?
Короче, ведет почти животный образ жизни. Работа, танцы, женщины (если
повезет), выпивка (это святое). Красный день календаря – получка, когда наконец
можно оторваться по полной с другом Федулом (Борислав Брондуков).
Может, Афоня совершает какие-нибудь хорошие поступки?
Да, как же. Уходит с аварии, оставив весь дом без воды, врет на каждом шагу,
сшибает «трёшки» с жильцов, дерется на танцах.
Как такого любить? Так его и не любит никто. На
работе терпят его выходки, его язык, потому что руки ведь золотые. Но на
собрании регулярно обсуждают. Правда, обсуждение это больше формальное. Могли
бы вообще собрания не проводить, да милиция бумагу прислала, значит надо как-то «прореагировать», «галочку» поставить. Всем до фени этот Борщов
с его выходками, давайте быстрей проголосуем, за что – неважно, а то у всех
дети, семьи и вообще по телику четвертую серию сегодня показывают. Равнодушие
Борщова – лишь отражение всеобщего равнодушия.
Неравнодушные есть, но от них Борщов бежит как от
огня. Отказывается от слишком честных практикантов, которым не понравилось, что
он деньги с астронома взял. Обижает своего мастера Людмилу Ивановну (Валентина
Талызина), единственную, попытавшуюся честно выступить на собрании и повлиять
на Борщова. Избегает полюбившую его Катю. Не может никак написать единственную
открыточку тете Фросе, вырастившей его.
Как будто специально ищет общения с разным отребьем
типа Федула и его пузатого дружка, чтоб ничего из прошлого – чистого и светлого
– не всплыло.
В прошлом – деревня Борщовка и тетя Фрося, которая
улыбается ему и все ждет, ждет его. Единственный человек, которому он
по-настоящему нужен, который его искренне любит. Его светлое прошлое, его свет,
который еще не погас окончательно, еще является ему во снах.
Все связи Афони кратковременные, легко создаются и
так же легко, без сожаления, обрываются. Он даже своим именем девушкам – всем
этим Кларам, Людмилам – никогда не представляется. То ли стесняется своего
«деревенского» имени Афанасий, то ли просто не хочет лишней близости. А то ли
просто «интересничает», уж так хочется ему показаться лучшим, чем он есть. Даже
студентами-практикантами хвастаться будет: «Студенты-практиканты. Мои».
Милая, кокетливая, аккуратненькая «дама с собачкой»
Леночка (Нина Маслова) поразит Борщова А.Н. в самое сердце. Чтобы завоевать ее
внимание, он придет к ней в своей лучшем костюме, он снимет у «лопушастого»
астронома (Готлиб Ронинсон) его финскую раковину, заменив ее ржавым чугунным
уродством, а финскую раковину отнесет своей милой Леночке. И уже мерещится ему
семья в родной Борщовке, идиллическая картинка «а ля рюс» - красавица Леночка в
сарафане, детишки по лавкам и он, глава семейства, кормилец, приходит с работы
и детей наставляет, чтоб уроки учили, без ученья сейчас никуда.
Мечты разобьются грубо и жестоко. Он встретит Леночку
в компании, увидит ее умного, деловитого мужа, но побыть ему в этой компании
Леночка не позволит, ласковым голоском указав ему его место. Они все богатые,
счастливые и умные, а сантехник – хоть и в новом галстуке, но все равно
сантехник. Раковину принес – и спасибо, бай-бай, крокодил Гена. Двери в рай
захлопываются.
Свое горе Афоня будет заливать в ресторане с Федулом,
танцевать под унылые частушки усатой пожилой дамы: «Милый, чё, да милый, чё», и
танец его – дикий, смешной и неприятный, унылый, как это пение.
А ведь есть у Афони люди, которым он не безразличен.
«Огоньки во тьме» афониной жизни – Коля и Катя.
Коля (Евгений Леонов) является на экране как
собутыльник Афони. Правда, пить он не хотел – у него «аллергия», но все-таки
согласился, не умеет он отказывать, да и неприятности у него: с женой
поссорился. Евгений Леонов уморительно показывает знакомство своего Коли с
грозной подругой Афони Тамарой (Нина Русланова) – как он смешно укладывает свою
перекладную прядь, как причесывает ее и дует потом в расчёсочку, чтобы
предстать перед барышней во всей красе (что впрочем не спасет его от спуска с
лестницы суровой Тамариной рукой))).
Е. Леонов со своей бесконечной добротой создает очень
обаятельный образ. Коля, поселившись у Афони, будет заботиться о нем, варить
ему макароны, хоть немного обустраивать его быт и по-доброму увещевать: «И
жениться тебе надо, Афанасий, жениться». Афоня будет принимать это тепло, мало
отдавая в ответ, но когда Коля будет уезжать от него, тихо и виновато будет
просить, чтобы тот остался. К добру ведь быстро привыкаешь.
Своим теплом хочет согреть Афоню и Катя (Евгения
Симонова). Знакомясь с Афоней на танцах, она объяснит свое присутствие здесь:
«Договорились с подругой – Пашей Строгановой, а она не пришла». Эта реплика
неслучайна, это отсылка к фильму «Начало» и образу, созданному Инной Чуриковой.
Паша – девушка искренняя и самоотверженная, настоящая Жанна Д’Арк. Такова и Катя. Искренность и самоотверженность –
общая их черта.
Почему Афоня не влюбляется в Катю? Она ведь красивая,
стройная, ясноглазая, любит его, всегда готова прийти на помощь. Почему он
избегает её? Потому что с ней нельзя «просто так», нельзя как с Кларами и
Людмилами, – с ней можно только по-серьезному. Афоня не готов и не хочет этого
«серьезного». Но именно к Кате он бросится, когда разобьются его мечты.
Он будет
спрашивать ее: «Катерина, ты замуж за меня пошла бы?» Это не предложение и не
соблазнение. Это как вопрос: «Я хороший? Я ведь не совсем еще?»
Катя принимает всё всерьез, поэтому и ложится с
Афоней в постель, поэтому отказывается ехать в командировку в Африку. И еще
будет наивно успокаивать и ободрять потерпевшего полный крах Афоню: «Главное
взять – и за ум взяться».
По сути дела Коля и Катя «вытягивают» Борщова, не
дают ему опуститься окончательно. Заразившись-зарядившись их светом, Борщов
сорвется в деревню, к тете Фросе, туда, где ему всегда было хорошо.
Сцены в деревне – самые переломные в фильме, самые
счастливые и самые трагичные. Борщов, ликуя, будет ехать на тракторе с веселым другом
Егозой (очень удачная роль Савелия Крамарова), а кругом всё такое родное – и
улицы, и чумазые дети, и местные дядьки и тетки. «Эх, столько лет в городе
угробил! Но теперь заживем».
Только вот – тёти Фроси нет... Умерла... Где ж ты
раньше был, Афоня? В пустом доме дядя Егор показывает Афоне нехитрое имущество,
которое оставила после себя тетя Фрося. И среди прочего – ее письма. Якобы от
него. Сама себе писала, чтобы не так стыдно было перед сельчанами, что
племянник забыл.
Жуткие стоны-всхлипы Афони, когда в кадре доброе,
светлое лицо тети Фроси, – в них всё раскаяние его.
Что теперь? Уехать, убежать... Афоне все равно куда
ехать – его боль теперь все время будет вместе с ним...
Георгий Данелия вспоминал, что брать Леонида
Куравлева на эту роль не хотел. Другим ему виделся Афоня, более молодым,
беззаботным. Но Куравлев доказал ему, что лучше его эту роль никто не сыграет.
Данелия утвердил актера и не прогадал. Куравлев очень убедительно показывает
перемену в своем герое. Веселый, бодрый, с нахальной усмешечкой в начале фильма
– и потухший, кажется, разучившийся улыбаться в конце, так что даже милиционер
не сразу узнает его на фотографии в паспорте.
Авторы дарят Афоне в конце шанс на новую жизнь, дарят
Катю. Наверное, за это его раскаяние, за боль. Ведь даже раскаявшиеся грешники
попадают в рай.
Комментариев нет:
Отправить комментарий